#советы_вокалистам@tample_capella КАК ОТКРЫВАЮТ РОТ ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫ? Мирелла Френи: В пении я стараюсь открывать рот как можно шире, но свободно и не чрезмерно. Чем выше нота, тем шире открывается рот. Но рот я стараюсь всегда держать округлым. А вообще этот вопрос, по-моему, надо решать индивидуально. Вот, например, Рената Скотто, — она открывает рот в ширину, оттягивает углы рта, то есть поет «на улыбке». Для нее это положение хорошее. Именно при нем она чув­ствует себя удобно в отношении голоса. У певцов вообще все индивиду­ально: и позиция рта, и дыхание, и другие моменты. Вы, вероятно, за­метили, что Скотто дышит значительно более высоко, чем я. Что ка­сается меня, то я бы не могла петь при такой системе дыхания и позиции рта, как у Скотто. Это совсем другая методика пения, совсем другая ма­нера звукообразования. Но для Скотто это замечательно! Тоти Даль Монте: Рот при пении должен быть естественным, округлым. Любая специально удержанная «позиция рта» величайшая ошибка. В пении надо опустить подбородок, расслабить щеки и нижнюю челюсть, наподобие того состояния, когда мы зеваем. Губы при этом должны быть мягкими, свободными, а мягкое нёбо поднято. Ирис Адами-Коррадетти: Чем спокойнее губы и меньше перемещений, тем лучше результат. Если много движения — голос утомляется, что особенно заметно со временем. Губы в пении должны быть естественны, слегка округлы, а при ходе к верхам рот должен приоткрываться. Это помогает брать верхние звуки. Вообще же рот должен быть достаточно открыт, хотя и не преувеличенно. При пиано, нежных звуках, филировке — открытие меньше, но рот не должен быть очень сильно закрыт. Я много пела с Тито Скипа, он меня учил: делай и филировку на хорошо открытом рте, чего я раньше не умела. А при филировании рот прикрывала, а он умел все время держать рот хорошо открытым. И это было замечательно, так как голос при этом всегда хорошо оперт и совершенно не меняется по тембру. Николай Гяуров: Конечно, рот в пении должен быть округлым. Я ведь говорил, что строю звук вертикально. Это уже дает намек на то, что рот не может быть в улыбке, и для меня он всегда округлый, его форма округленно-вертикальная. Улыбка всегда вызывает горизонтальность. При ней звук получается светлый, плоский, направленный как-то слишком близко, прямо к зубам. Кажется, что резонатором для такого звука являются зубы, а не купол. Маргерита Гульельми: Я считаю, что рот должен следовать требованиям гласных. Он должен быть свободен и менять свою форму в зависимости от произносимой гласной. Удерживать его — значит сковывать, а скованности быть не должно. И рот, и челюсть должны быть мягкими, подвижными. Никогда не следует утрировать, опирать согласные. Надо искать возможности все время петь гласные, протягивать их возможно дольше и не акцентировать согласные. Что касается рта, то, повторяю, его нельзя держать в какой-либо одной позиции. Все должно быть натурально. Необходимо стремиться пользоваться естественными речевыми укладами губ, стараясь при этом расширять эти натуральные позиции звуков, насколько по зволяет естественность звучания гласных. Из книги: Л. Дмитриев. Солисты Ла Скала о вокальном искусстве. Всё о вокале: советы, уроки, мастер-классы

Теги других блогов: советы вокал оперное пение